Выпускной бал в «АдаптСтудии»

30 ноября в Москве пройдет Выпускной бал для детей-сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью, проживающих в Центре с поэтичным названием «Вера. Надежда. Любовь», и ставших участниками уникального проекта «АдаптСтудия».

«АдаптСтудия» - это тренировочная квартира, проживание в которой, по замыслу создателей проекта, должно повлиять на развитие навыков жизнедеятельности и формирование социально-бытовых представлений у детей-сирот с выраженными интеллектуальными нарушениями. Квартира была открыта в рамках одноимённого совместного проекта Благотворительного фонда «Расправь крылья!» и ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь», задача которого помочь сиротам с интеллектуальной недостаточностью  научиться делать обычные вещи, необходимые во взрослой жизни. Проект был реализован при поддержке Комитета общественных связей города Москвы.

Какие обычные вещи учатся делать дети? Одеваться, умываться, убираться, планировать и оценивать свой день, ходить за покупками, готовить себе завтрак, встречать друзей.

Почему их не учат этому в учреждениях? Учат. Научить воспитанников заботиться о себе и обслуживать себя – это основная задача, стоящая перед учреждением. Однако существующие модели обучения несовершенны, и поддержка самостоятельности у таких  ребят остается нерешенной проблемой, несмотря на значительные изменения, связанные с реорганизацией организаций для детей-сирот.

Зачем ребят учить этому? Часто бывает так, что сформированные у детей в детском доме жизненные навыки теряются при переходе в учреждение для взрослых. Быстрая потеря жизненных навыков озвучивается специалистами как острая проблема, однако «перенос навыков» не находится в фокусе их внимания.

Проект «АдаптСтудия» показал, что решением этой проблемы может стать тренировка жизненных навыков в разных условиях и с разными требованиями к самостоятельности. Для этого создается среда с возможностью менять эти условия и обеспечивать тренировку жизненных навыков – проводить так называемое социальное закаливание.

В проекте приняли участие 72 воспитанника ЦССВ «Вера.Надежда.Любовь» с разной степенью самостоятельности и более 50 сотрудников учреждений и НКО, работающих с детьми-сиротами. В рамках каждого заселения 4 воспитанника жили в тренировочной квартире три недели, в течение которых проводилось обучение по индивидуальному маршруту. Основное внимание уделялось развитию способности воспитанников самостоятельно понимать необходимость осуществления какого-либо практического действия (например, приготовить завтрак, пропылесосить комнату, выключить свет) и выполнять его самостоятельно или с помощью других лиц.

С большой долей уверенности можно предположить, учебное сопровождаемое проживание будет эффективным методом подготовки воспитанников к новым условиям, в которых молодой человек окажется после выпуска из учреждения и перевода в ПНИ, и снизит имеющийся риск резкого ухудшения качества их жизни или, проще говоря, снизит риск их деградации.

Приглашаем Вас лично поздравить с грандиозными результатами наших необычных воспитанников на Выпускном балу в «АдаптСтудии» по адресу 115598, г. Москва, ул. Лебедянская, д. 26, корп. 3. Начало 10-30.  Информация и аккредитация по телефону +7 91 68 69 636 62.

 

Информационный бюллетень

 

Проект «АдаптСтудия»

В последние годы число детей-инвалидов в России постоянно увеличивалось и достигло по данным Росстата на 1 января 2017 года 6355 тыс. детей. Из них 39672 ребенка-инвалида живут в Москве. Основными причинами инвалидности остаются психические расстройства и болезни нервной системы.

Дети, имеющие нарушения интеллекта, являются наиболее уязвимой группой. Их развитие и достижения связаны с той помощью, которую они получают, с тем насколько окружающие условия способствуют развитию их потенциала. Проблема инвалидности обостряется, если ребенок-инвалид остается без родителей.

Основная задача, стоящая перед учреждением, в котором есть дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью – научить воспитанников заботиться о себе и обслуживать себя. Однако модель ограничительной заботы остается наиболее распространенной: воспитанники ограничены в проявлениях самостоятельности, в возможностях проявить имеющиеся у них навыки.

После совершеннолетия сироты с выраженной интеллектуальной недостаточностью переходят из детского учреждения во взрослое учреждение. Чаще всего это психоневрологический интернат (ПНИ), так как альтернативные формы жизнеустройства молодых инвалидов только начинают появляться в нашей стране. К сожалению, так часто бывает, что сформированные в детском доме-интернате у детей жизненные навыки и умения теряются при переходе из учреждения для детей в учреждение для взрослых. Молодые инвалиды деградируют, уменьшается их возможность справляться со своими нуждами, падает качество жизни.

Одной из причин снижения функциональных возможностей выпускников организаций для детей-сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью при переходе в ПНИ или другие формы жизнеустройства является отсутствие у них опыта проживания в условиях, когда от степени сформированности навыков самообслуживания, самоорганизации и коммуникации напрямую зависит качество жизни.

В рамках партнерского проекта «АдаптСтудия» благотворительного фонда «Расправь крылья!» и ГБУ ЦССВ «Вера.Надежда.Любовь» при поддержке Комитета общественных связей г. Москвы была апробирована модель учебного сопровождаемого проживания воспитанников организаций для детей-сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Создана тренировочная квартира, в которой у воспитанников, имеющих выраженные интеллектуальные нарушения, соответствующие умеренной и тяжелой умственной отсталости, формируются различные виды базовой и инструментальной повседневной активности.

Задачи проекта «АдаптСтудия»

Главная задача - создать тренировочную квартиру для реализации программы учебного сопровождаемого проживания (далее – УСП), направленной на развитие навыков самообслуживания, самоорганизации и коммуникации воспитанников ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь», с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Кроме этого, для 24 воспитанников необходимо было разработать и реализовать индивидуальные маршруты УСП, включая как периоды проживания в тренировочной квартире, так и периоды проживания в группе.

В рамках основных задач необходимо было разработать и апробировать индивидуальные обучающие и оценочные средства, включая коммуникативные альбомы, наборы карточек для визуального расписания, опорных схем деятельности, форм сбора обратной связи.

 

 

По результатам реализации проекта необходимо было разработать и разместить в открытом доступе методические рекомендации по организации УСП воспитанников с выраженной интеллектуальной недостаточностью. И подготовить обучающий видеоконтент (90 минут) по развитию в рамках УСП навыков самообслуживания, самоорганизации и коммуникации сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Социальные результаты проекта «АдаптСтудия»

Более 70 воспитанников ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» с выраженной интеллектуальной недостаточностью получивших новый для себя опыт коммуникации и взаимодействия, как друг с другом (гостевое посещение), так и с незнакомыми людьми (посещение объектов социальной инфраструктуры). Существенно увеличилось количества воспитанников, у которых повысился уровень навыков в сферах самообслуживания, самоорганизации и коммуникации.

В ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» усовершенствована технология подготовки воспитанников к выпуску из организации. Как результат, в будущем прогнозируется рост числа выпускников Центра, которые успешно адаптируются в новых жизненных условиях (сопровождаемое проживание, ПНИ и др.) после выпуска из ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» по достижении совершеннолетия. Еще важный момент - ЦССВ «Вера. Надежда, Любовь» стал стажировочной площадкой для других ЦССВ города Москвы, создающих тренировочные квартиры в своих учреждениях.

Инновационность проекта «АдаптСтудия»

Инновационный характер данного проекта определяется созданием тренировочной квартиры для сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью и реализацией на ее базе программы учебного сопровождаемого проживания. Тренировочных квартир для ребят с двойным риском - и сирот и инвалидов – единицы, а в Москве их нет вообще.

Инновационность проекта также определятся индивидуализацией участия в нем воспитанников, которая реализуется через индивидуальный маршрут учебного сопровождаемого проживания, в котором определены индивидуальные задачи развития и сохранения при смене условий проживания навыков самообслуживания, самоорганизации и коммуникации, а также показатели и способы оценки индивидуальных достижений (мониторинг).

Специфика индивидуального маршрута: чередование периодов проживания в тренировочной квартире и периодов проживания в группе. Это позволит тренировать умение справляться с изменившейся ситуацией без снижения уровня развития навыков самообслуживания, самоорганизации и коммуникации.

В проекте апробированы оригинальные индивидуальные обучающие и оценочные средства, включая коммуникативные альбомы, наборы карточек для визуального расписания, опорных схем деятельности, форм сбора обратной связи.

В проекте реализуется модель «равный учит равного», когда одновременно в тренировочной квартире проживают воспитанники, с опытом проживания в тренировочной квартире, и без него.

Особенность проекта – создание условий для тиражирования апробированной практики, связанных с разработкой методических рекомендаций по организации учебного сопровождаемого проживания воспитанников с выраженной интеллектуальной недостаточностью и подготовкой обучающий видео контент по развитию навыков самообслуживания, самоорганизации и коммуникации.




Дата публикации: 28.11.2018
Просмотров: 59
Назад к списку новостей